Советы логопеда

Программа «Веселая грамматика»

Программа логопедического сопровождения

Логопед – специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи

Логопедическая работа в школе

Логопедическая группа открывается в общеобразовательной школе в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ. Основной задачей логопедической помощи является:

— коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;

— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся)

 

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

 На что обратить внимание в развитии речи дошкольника:
состояние звукопроизношения;
-ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки;
-состояние фонематических процессов

(подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза, определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.);-состояние грамматического строя
(следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге);

-состояние слоговой структуры слова
(шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.);

состояние словарного запаса
 (следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи);

состояние связной речи
(основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок).

А также:
-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);
-состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях;
-неврологический статус (определяют специалисты);
-коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);
-состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);
-мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое);
-развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач);
-развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов);
-развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением);
-чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если ребенок читает.
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Если имеются проблемы — не огорчайтесь, у нас есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку. Главное — своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

Нарушение письма.

Дисграфия – этот термин используют для нарушения процесса письма.

Дисграфия является достаточно распространенным дефектом, который встречается у учащихся начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество специфических ошибок.
Вовремя заметить таких ошибок и Вам помогут следующие рекомендации логопеда:

I.Ошибки звукового состава слова:
1. Замены согласных.
2. Замены гласных.
3. Пропуски согласных.
4. Пропуски слогов и частей слова.
5. Перестановки.
6. Добавления.
7. Раздельное написание частей слова.
8. Пропуски гласных.
II. Лексико-грамматические ошибки
1. Нарушения согласования.
2. Нарушения управления.
3. Замена слов по звуковому сходству.
4. Замена по семантическому сходству.
5. Пропуски слов.
6. Слитное написание слов.
III. Графические ошибки
1. Замена букв по количеству элементов.
2. Замена букв по пространственному расположению.
3. Зеркальное письмо букв.
4. Общее искажение букв.
IV. Ошибки на правила правописания
1. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
2. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных.
3. Правописание мягких согласных.
4. Правописание безударных гласных в корне слова и. т.д., в этот пункт включаются все правила, которые изучал ребенок.

Нарушение чтения

Алексия и дислексия – термины используются в современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения. Определить наличие нарушений чтения возможно. Существуют специфические ошибки, регулярное проявление которых должно вас насторожить.Ребенок:
— пропускает буквы при чтении;
— добавляет ненужные;
— искажает значение слов;
— смешивает буквы сходные по начертанию;
— переставляет буквы местами;
— пропускает начальные слоги слов;
— путает различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и   шипящих;
— путает при чтении мягкие и твердые согласные;
— допускает ошибки связанные с нарушением произношения звуков;
— низкая скорость чтения;
— не понимает прочитанное.